«Отцов народов» больше не будет?

 

Я стараюсь держаться в стороне от политики насколько это возможно. Но когда политика и управление тесно переплетаются, то почему бы и не поговорить?
По России с чьей-то подачи пошло гулять словечко «полупрезидент» в отношении Д. Медведева. И это симптоматично. Но не в смысле подтверждения того, что Медведев этакий «недопрезидент», а в смысле того, что наш менталитет, несмотря на то, что на дворе XXI век, питается представлениями с весьма почтенным возрастом.
Мы можем главу государства называть как угодно: князь, царь, император, генеральный секретарь, президент, но отношение к высшей власти остается неизменным: это «отец». Самый мудрый, самый лучший, пекущийся о народе своем, яко о чадах…
Если посмотреть на Запад, то мы увидим, что там отношение к власти совсем иное — «техническое». Власть — это люди, получившие на определенный срок полномочия для реализации своих идей наилучшего — с их точки зрения — управления страной. Это «технический персонал» государства, лишенный какой-либо сакральности и патернализма.
Так случилось, что моделью развития новая Россия выбрала Европу: демократия, рынок, культ потребления (в экономическом — не нравственном смысле).
И случилось то, что должно было рано или поздно случиться: наша власть стала, наконец-то, превращаться из «сакрально–отеческой» в «техническую». Медведев — это первый руководитель, который в полной мере демонстрирует нежелание быть «отцом народов», но состояться как эффективный высший руководитель, которому отпущен известный срок.
В свое время Петр I пошел вразрез с традиционными взглядами на представителей высшей власти, взяв в руки инструмент и не погнушавшись учиться у мастеров-простолюдинов «работному делу». И консервативно мыслящая часть общества была готова отказать Петру в праве быть царем: какой же это самодержец, ежели машет топором на верфи, как какой-то плотник, пьет в трактирах с «чернью», скоро вышагивает на своих длинных ногах без всякой неспешности и достоинства, подобающей «помазаннику».
Можно сказать, что Петр был первым российским царем, который свое верховное положение воспринимал как должность. «Руководитель государства Российского».
Вот и Медведев — это наш первый «технический» президент. И, дай бог, чтоб не последний…

Комментировать